Интервью Сергея Бурдина газете "НСГ"
08.03.2020 12:01
Интервью легенды новороссийского "Черноморца" нападающего Сергея Бурдина газете "Независимая спортивная газета":
Сергей Бурдин: «Вернулся из Южной Кореи с «Золотой бутсой»
2 марта отметил свое 50-летие знаменитый нападающий «Черноморца» Сергей Бурдин. Он является одним из лучших бомбардиром новороссийской команды за всю историю, забив за клуб 97 голов в 227-ми официальных матчах. Корреспондент «Независимой спортивной газеты» встретился и побеседовал с - юбиляром.
ХОККЕЮ ПРЕДПОЧЕЛ ФУТБОЛ
- Сергей Николаевич, знаю, что вы коренной пермяк. В вашем городе самыми популярными видами спорта в то время были футбол и хоккей с шайбой. Команда «Молот» была на виду. Почему выбрали именно футбол?
- Футболом я «заразился» с 7-ми лет, когда пришел в СДЮСШОР «Звезда». Моим первым тренером был Олег Иванович Еремин. У него я занимался до окончания спортшколы. В хоккей зимой тоже любил поиграть, но в крупных соревнованиях не участвовал. Кстати, на Новый Год ездили с друзьями в Москву. Там, 29 декабря, на Красной площади я снова одел коньки и вышел на ледовую площадку. Убедился, что стоять на коньках еще не разучился. Хоккей нравился и сейчас нравится, но для меня футбол - это спорт номер один.
- Меня удивил тот факт, что вас уже в 16-летнем возрасте пригласили в команду мастеров. Такое нечасто бывает. Как это произошло?
- «Звезда» тогда выступала во второй союзной лиге. По положению в команде на поле должен был играть молодой футболист в возрасте до 18-ти лет. Тренер выбрал меня. Помню, свой первый матч на профессиональном уровне провел против «Гастелло» из Уфы. Отыграл за пермский клуб 3 сезона, в течение которых провел 37 матчей и забил 6 голов. Опыта, как говорится, набирался. Но пришло время служить в армии…
СЛУЖБУ ПРОХОДИЛ С ВАЛЕРИЕМ КАРПИНЫМ
- Сижу, гадаю - куда же меня пошлют? А тут на красивом таком бланке приходит распоряжение из футбольного клуба ЦСКА с требованием командировать Бурдина в этот именитый клуб. Все (и я в том числе) просто обалдели! Да, был у нас один случай, когда воспитанника пермского футбола приглашали в столичную команду. Годом раньше в московское «Динамо» забрали вратаря Андрея Сметанина. Но этот мой вызов в столицу стал также большим событием для нашего города.
- Видимо, уже тогда столичные селекционеры вас «вели»?
- Возможно. Борис Петрович Игнатьев, замечательны наш тренер, в 1997 году вызвал меня в юношескую сборную СССР. Два раза побывал на сборах, даже на турнир в Голландию съездил. Но в официальных матчах не участвовал. Потом еще в составе сборной РСФСР вместе с моим будущим одноклубником по «Черноморцу» Андреем Пироговым в Спартакиаде народов СССР участвовали.
- Как воинская служба протекала?
- ЦСКА-2 выступал тогда во второй лиге. Жили и тренировались мы в пансионате на улице Песчаной, где сейчас стадион ЦСКА находится. Матчи проводили в Подольске. В общем, нормальная футбольная обстановка. Валерий Карпин вместе со мной служил. До дембеля оставалось полгода. Вдруг меня вызывают к начальству. Говорят: «Тут вот смоленская «Искра» тобой интересуется. Выбирай: или поедешь в Смоленск, или остаешься дослуживать здесь». Я, естественно, избрал первый вариант. Отыграл за «Искру» первый круг и вернулся домой, в Пермь.
- А какими ветрами вас в 1991 году прибило к черноморскому берегу?
- Как-то неожиданно всё получилось. Меня пригласили на просмотр в волгоградский «Ротор», прошел с ними два сбора. Как-то подходит ко мне Валерий Заздравных, предлагает: «Я в Новороссийск собираюсь. Не хочешь со мной? Владимир Георгиевич Бут тобой интересуется. Команда ставит серьезные задачи». Там, наверное, и Андрей Пирогов словечко за меня замолвил. Немного подумал, и отправился с Валерой в Новороссийск.
- Но дебют для вас (тогда еще в «Цементе») сложился не слишком удачно - за весь сезон «хваленый бомбардир» забил всего 4 гола. Руководство клуба не слишком этим огорчилось? Мол, не того взяли…
- Особых претензий не высказывали. Понимали, видимо, что новичку не просто адаптироваться в незнакомом коллективе, сразу найти свое место на поле.
НОВОРОССИЙСКАЯ «ДРИМ-ТИМ»
- С приходом Олега Долматова очень многое изменилось, и новороссийская команда стремительно пошла вверх. В 1992 году она была включена в первую лигу и заняла там 3-е место. Ну, а последующие два сезона оказались для «Черноморца» поистине триумфальными. 1993 год - 1-е место, в ворота соперников забито 123 гола. 1994-й - вновь первые, 103 забитых мяча и выход в высшую лигу. Чем объясните этот феномен?
- Здесь, я считаю, всё вместе. И безусловный талант тренера. И огромное желание руководителей города и клуба видеть команду города-героя в элите российского футбола. И грамотная селекционная работа. И энтузиазм и полная самоотдача самих футболистов. И сумасшедшая поддержка болельщиков. Если в домашних матчах мы не забивали больше 3-х голов, они оставались недовольны.
- Что нового привнес в тренировочный процесс Олег Долматов?
- Помимо обычных общекомандных тренировок Олег Васильевич с самого начала ввел и такую необычную для большинства из нас форму подготовки, как индивидуальные занятия с отдельными звеньями. Защитники отрабатывали взаимодействия в обороне. Полузащитники - срыв атак соперника и подключение к своим собственным атакам. Нас, нападающих, заставляли бить по воротам с самых различных позиций - издалека, с острого угла, после подачи угловых, отрабатывать исполнение пенальти. А нам всё это, в конечном итоге, предстояло реализовать на поле. И мы это делали. Все было настолько отточено, доведено почти до автоматизма, что соперники попросту не знали: что же с нами делать. Я бы назвал «Черноморец» образца 1993-1994 годов «дрим-тим» - командой мечты.
- Уже тогда очень ярко проявил себя грозный тандем форвардов «Черноморца» - Сергей Бурдин и Хазрет Дышеков. Поговаривали даже о том, что между вами идет острое соперничество в споре за то, кто больше наколотит мячей. Опять-таки обратимся к статистике. В 1992 году Бурдин забил в чемпионате 11 голов, Дышеков - на один мяч меньше. Год 1993-й. Бурдин завершил сезон с 25-ю голами, у Дышекова на счету 21. Наконец, в 1994 году Сергей Бурдин резко уходит в отрыв, финишируя с 30-ю забитыми мячами в 38-ми проведенных матчах, у Хазрета Дышекова - «всего» 19 голов. Это правда, что между вами действительно существовала конкуренция на предмет - кто больше забьет?
- Ерунда самая настоящая. Никогда мы с Хазом, моим другом по футболу и по жизни, на этот счет не соперничали. Находился он в более выгодной позиции - передаю мяч ему. И наоборот. А по поводу того, что мы с Дышековым так много забивали, могу сказать одно: в этом не только наша заслуга. Посмотрите, какая у «Черноморца» в то время была средняя линия. Одни имена чего стоят! Лева Березнер, Эдуард Саркисов, Арамаис Епископосян, Лев Майоров (светлая ему память), Виталий Бут, Альберт Догузов. Да всю команду можно перечислять - не ошибешься!..
- Год 1995-й. «Черноморец» дебютирует в высшей лиге. Очень трудным и нервным получился сезон, заняли в итоге лишь 13-е место…
- А что вы хотели?! В «вышке» же собраны сильнейшие клубы российского футбола, в которых играют лучшие футболисты страны, которых ничем не удивишь. Что для них команда из небольшого провинциального городка? Шишек набили много. Но выстояли, в высшей лиге все же удержались. Руководство «Черноморца» и Долматов сделали соответствующие выводы, внесли некоторые корректировки и перестановки, и уже через 2 года наша команда заняла почетное 6-е место.
- Вы в сезоне-95 забили 8 голов. Кого из известных голкиперов вам удалось огорчить, помните?
- А как же! Два гола в домашнем матче забил Сергею Овчинникову, защищавшему ворота московского «Локомотива». Памятной стала также встреча со столичным «Спартаком» - чемпионом страны. Очень упорным получился поединок. Я мог открыть счет, но не реализовал пенальти - мяч в штангу угодил. Болельщики негодуют. Вскоре Онопко забивает нам. Игра близится к концу, трибуны ревут. Но в самом конце встречи Лева Майоров подает угловой, и я сравниваю результат. Сразу и от души отлегло. Как потом писали в газетах: «Нигматуллин был бессилен отразить удар. Майоров выдал такой ювелирный пас, что Бурдину оставалось лишь подставить голову».
ЮЖНОКОРЕЙСКАЯ ЭПОПЕЯ
- Но уже в следующем году вы сменили прописку - перешли в южнокорейский клуб «Пучхон Юкон». Как это произошло?
- Корейцы решили всерьез заняться футболом. Стали приглашать в свои клубы зарубежных тренеров и игроков. «Юкон» тренировал известный российский специалист Валерий Кузьмич Непомнящий. Вот он и начал подбирать в свою команду нужных для себя футболистов. Нас, россиян, тогда в «Юконе» было четверо: вратарь Александр Подшивалов, полевые Алексей Щиголев, Борис Тропанец и Карапет Микаелян. В январе 1996 года и я к ним присоединился. А дело было так. Играли мы в Москве с «Динамо», продули, помню, с крупным счетом. Но, несмотря на это, Непомнящий обратил внимание на нас с Хазретом Дышековым. Вообще-то, он хотел забрать в Южную Корею обоих, но разнарядка была дана только на одного нападающего. Взяли меня, как более молодого. Прошел сборы, и начал играть. На поле разрешалось выпускать одновременно 3-х легионеров, я в основной состав попадал постоянно. Конечно, в компании со своими соотечественниками мне было попроще влиться в рисунок игры, но вскоре и с корейскими футболистами нашли общий язык. «Юкон» в том году занял в чемпионате Южной Кореи 3-е место, вдобавок выиграли два кубка. Руководители клуба признали выступление успешным, а мне на торжественном ужине в шикарном отеле Сеула была вручена «Золотая бутса» - как лучшему бомбардиру сезона, забившему во всех турнирах 22 гола.
- Чем еще необычным запомнилась Южная Корея?
- Высокой дисциплиной. Не было случая, чтобы кто-то опоздал на тренировку. После каждой игры или тренировки тренеры, руководители клуба и мы, российские футболисты, разъезжались по домам, а корейские игроки еще долго не расходились - самостоятельно проводили «разбор полетов». Поначалу очень непривычной и острой казалась еда. Но со временем я к ней привык, и корейские блюда мне стали даже нравиться.
- Вы были в Корее с семьей. Какие условия вам предоставил клуб? Сколько получали, если не секрет?
- Каждому из иностранных легионеров снимали квартиру, предоставляли служебный автомобиль. Всё это - за счет клуба. Сумму зарплаты называть не буду, но она по тем временам была выше, чем в российских клубах.
- Летом 1997 года контракт закончился, и вы вернулись в «Черноморец»…
- Да, но захватил только конец чемпионата. В следующем году провел за новороссийскую команду уже около 20-ти матчей. И мне снова поступило приглашение из Южной Кореи, но уже в другой клуб - «Соннам Ильхва». Там из легионеров нас было только двое - я и еще один парень из Камеруна. По-прежнему забивал, но уже не так много: где-то 6-7 голов за полтора года. В 2000 году, в середине сезона, вернулся в Новороссийск и продолжил карьеру в «Черноморце».
С БАЙДАЧНЫМ НЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИ
- В том сезоне новороссийская команда во второй раз заняла 6-е место и получила право выступать в Кубке УЕФА. Почему же покинули «Черноморец»?
- Не сошлись характерами с тогдашним главным тренером Анатолием Байдачным. Что-то ему во мне не нравилось. Пришлось подыскивать себе другую команду. Так я оказался сначала в казанском «Рубине», и в том же году перешел в ижевский «Газовик-Газпром».
- И там задержались на целых 3 года, сыграв 82 матча и забив 14 голов. Что дальше?
- В 2004 году Хазрет Дышеков позвал меня в астраханский «Волгарь-Газпром». Отыграл там один сезон. Но годы начали давать о себе знать, и я решил завершить карьеру футболиста. Был приглашен на должность администратора «Волгаря», проработал в Астрахани 2 года. Но в 2006-м команду расформировали, и я вернулся в Новороссийск. С 2008 года по настоящее время работаю администратором в футбольном клубе «Черноморец».
- А тренерской работой не думали заняться? Ведь вы окончили институт физкультуры…
- Нет, я, знаете, давно понял, что это не мое. Для того чтобы стать хорошим тренером, нужен особый талант. Работа администратора тоже по-своему интересна и многогранна.
- А кто же будет передавать свой богатый опыт новому поколению форвардов?
- Я в тренерские дела никогда не вмешивался и не вмешиваюсь. Но что-то подсказать и показать молодым нападающим всегда готов.
- Несколько слов о вашей семье, если можно…
- От первого брака у меня два сына. Александру 26 года, Ярославу - 19. К сожалению, никто из них не пошел по стопам отца. Старший трудится в ресторанном бизнесе, младший учится в профессиональном колледже. Постоянно с ними общаемся, вместе проводим время, помогаю им. Со второй женой Аллой вместе уже 7 лет. Живем в мире и согласии.
- Ну, что ж, пожелаем вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия и новых успехов в вашей спортивной деятельности!
- Спасибо.
Андрей Костылев