Интервью Арамаиса Епископосяна газете "НСГ"

Интервью экс-футболиста "Черноморца" Арамаиса Епископосяна газете "Независимая спортивная газета":

 

 

 

«В Новороссийске, было дело, играл Роберто Карлос»

Левый «бровочник» и мастер фланговых передач Арамаис Епископосян лучшие годы своей карьеры провел в Новороссийске. Выступая в 1990-х сначала за «Гекрис», а потом уже за «Черноморец», он прошел с моряками путь от первого дивизиона до закрепления в высшей российской лиге. До этого Епископосян играл за ереванский «Арарат» еще в элитном союзном дивизионе, а дальнейшее его выступление за краснодарскую «Кубань» было скомкано серьезной травмой. В завершение своей профессиональной игроцкой карьеры Епископосян «попылил» за казахстанский клуб «Иртыш-Бастау», а позже стал работать в новороссийском футболе детским тренером. Сейчас Арамаис Суренович, которому не так давно исполнилось 50 лет, помогает Эдуарду Саркисову в дубле «Черноморца», выступающего в Кубке губернатора Краснодарского края. В беседе с корреспондентом «Независимой спортивной газеты» Епископосян рассказал о своем футбольном пути и ответил на ряд «экспертных» вопросов.
- Арамаис Суренович, вы с футболом на одной волне с самых ранних лет?
- Ну, конечно (улыбается)! Я сразу полюбил футбол. В Армении иначе просто невозможно! Там футбол боготворят, такое ощущение, все - от мала до велика. Так вот, маленькими пацанами мы каждый день гоняли мяч во дворе с утра до вечера. Было это в армянском городке Алаверди, недалеко от границы с Грузией. А где-то в 6 лет я уже записался в футбольную секцию. Честно говоря, родители первые три месяца об этом даже и не знали (улыбается). Моим первым тренером был Оганов - имени-отчества его я, увы, не вспомню, столько лет прошло с тех времен! К сожалению, сейчас Оганова уже нет в живых… Ну а потом я неплохо проявил себя на Спартакиаде, получил приглашение в ереванский спортинтернат №10 и поехал постигать азы игры туда.
- Поначалу трудно было без родных и близких?
- Да, естественно. Большой город, новое окружение… Но там применялся профессиональный подход, и я быстро адаптировался, всё шло хорошо. В интернате были собраны лучшие молодые игроки со всей Армянской ССР, и я играл за свой возраст в основном составе. Помню, мы заняли 3-е место на серьезном турнире в Молдавии. За год-два до окончания школы меня и еще других ребят начали привлекать в дубль «Арарата» - это были первые большие поездки по Советскому Союзу. Команды мастеров, новые места и города - конечно, интересно было всё это посмотреть. Кстати, за основу «Арарата» в ту пору, когда я был в дубле ереванской команды, играл Гамлет Мхитарян, отец Генриха Мхитаряна, выступающего сейчас за лондонский «Арсенал». К сожалению, Гамлета уже нет с нами…
- Потом, так понимаю, вы плавно попали в основу «Арарата»?
- Нет, не так. В 1985 году я окончил школу и… оказался в армии. Меня вроде бы пробовали устроить в спортроту, но не сделали вовремя какие-то документы, поэтому и не получилось. В итоге, служил 2 года в обычной части. Откровенно говоря, думал, что на этом мое футбольное время закончилось…
- Однако же вы все-таки попали в «Арарат» после возвращения из армии.
- Да, помогли мои друзья, которые уже играли в основном составе ереванской команды. В частности, Саркис Оганесян, сейчас помогающий Юрию Семину в московском «Локомотиве». «Арарат» тогда тренировал легенда армянского футбола Аркадий Георгиевич Андриасян, и я оставил у него хорошее впечатление о себе после двусторонки. Всё получилось очень быстро: только я окончил службу - и практически сразу же оказался в основе «Арарата»! У меня как будто крылья выросли за спиной, я чувствовал огромное желание играть, играть и играть!
- Какие впечатления остались от выступления за знаменитый «Арарат»?
- О, это было отличное время! Стадион «Раздан» в Ереване заполнялся под завязку! А это где-то 70 тысяч зрителей. Моими партнерами являлись такие прекрасные футболисты, как Бабкен Меликян, Альберт Саркисян, Эдуард Веранян, Гурген Енгибарян, Карен Маркосян, Саркис Оганесян, Эраст Осипян, Оганес Погосян, Андраник Овсепян, Александр Подшивалов, Ашот Хачатрян, Вардан Хачатрян… Конкуренция была просто огромнейшей, молодежь буквально рвала жилы и убивалась, чтоб попасть в основной состав! «Арарат» выступал в высшей союзной лиге, нам доводилось соперничать со многими прославленными командами и футболистами. Перед такими матчами тебя накрывает сильное волнение, но на поле уже всё проходит. Мне, кстати, очень запомнилась игра против Сергея Гоцманова из минского «Динамо», футболиста сборной СССР, очень скоростного и умелого крайнего хавбека. И, знаете, хоть я и был тогда молодой, но, считаю, что ни в чем на поле Гоцманову не уступил (улыбается).
- А почему вы покинули «Арарат» зимой 1992-1993 годов?
- Тут всё просто объясняется. Советский Союз распадался, и мне, признаюсь, было неинтересно оставаться играть в чемпионате Армении. Все-таки уровень у нового турнира получался совсем другой по сравнению с союзной лигой. Конечно, он был явно ниже. А тогда как раз Олег Васильевич Долматов набирал приличную команду в новороссийский «Гекрис» (ныне «Черноморец», - прим.Д.А.). Протекцию, скажем так, мне составил Эдик Саркисов, с которым мы вместе играли за «Арарат», а вскоре поступило уже официальное предложение от президента клуба Владимира Георгиевича Бута, и я поехал в Новороссийск. Хоть меня и пытались оставить в «Арарате», предлагали там хорошие условия, но я уже всё для себя решил. Как говорится, взял билет в один конец - в «Гекрис».
- Потом не пожалели?
- Нисколько! В Новороссийске я провел лучшие годы своей игровой карьеры. Очень многое почерпнул от работы под руководством Олега Долматова. Как раз в середине 90-х мы переходили на новую схему с 4-мя защитниками в линию. Игровая дисциплина и тренировочный процесс были построены в «Гекрисе» замечательно, а затем - после переименования - и в «Черноморце» на высшем уровне. В 1993-м мы заняли 1-е место в Западной зоне первого дивизиона, но не попали в высшую лигу, поскольку неудачно выступили в финальной пульке в Москве. Однако уже в следующем году добились повышения в классе напрямую. Это было большое событие для всех нас: мы все вместе прошли через многое и достигли заветной цели! В «Черноморце» подобралась отличная команда: Хазрет Дышеков, Сергей Бурдин, Виталик Бут, Владимир Бут, Эдуард Саркисов, Альберт Догузов Андрей Пирогов, Лев Майоров, Андрей Жиров, Анзор Коблев, Роман Орещук, Лев Березнер, Андрей Шкурин, Аркаша Красавин, Евгений Титов… К сожалению, сейчас такого футбола в Новороссийске нет…
- Какие матчи запомнились за «Черноморец»?
- Да разные! И против «Спартака», и против «Локомотива», и против «Динамо». Один раз - летом 1994 года - к нам приезжал на товарищеский матч «Палмейрас», тогдашний чемпион Бразилии, за который выступал молодой еще Роберто Карлос, ставший затем, как вы знаете, мировой знаменитостью. «Палмейрас» до этого победил чуть ли не все московские клубы, а мы сыграли с ним вничью - 0:0. На стадионе в Новороссийске свободных мест вообще не было, люди в проходах стояли!
- Арамаис Суренович, в 1997-м вы, знаю, вызывались в сборную Армении. Почему удалось сыграть за нее только совсем чуть-чуть?
- Меня приглашал в национальную команду главный тренер Хорен Георгиевич Оганесян, еще одна легенда армянского футбола, который знал меня еще по дублю «Арарата». После матча с Северной Ирландией «Черноморец» должен был играть в высшей лиге с московским «Динамо», а я вернулся в расположение клуба из сборной с микротравмой. Тогда Долматов поставил мне ультиматум: или сборная, или «Черноморец». В итоге я отказался от выступления за национальную команду. Хотя сейчас думаю, что поступил неправильно. Когда ты взрослеешь, то начинаешь по-другому воспринимаешь некоторые вещи. Все-таки сборная твоей страны - это особое дело, непередаваемые эмоции и атмосфера. И если в нее зовут, ехать нужно обязательно.
- В середине 1997-го вы перешли на правах аренды из «Черноморцы», игравшего в высшей лиге, в «Кубань», которая выступала в первом дивизионе. Это был шаг назад в карьере?
- Нет, я бы не был столь категоричен. У «Кубани» тоже была очень хорошая команда. Посудите сами: за желто-зеленых выступали легенда краснодарского футбола Станислав Лысенко, а также Сергей Лысенко, Андрей Пирогов, Эдуард Саркисов… Там командочка была будь здоров!
- Что можете сказать про наставников «Кубани» Владимира Бражникова и Валерия Синау, с которыми тогда работали?
- Бражников - своеобразный тренер, он много шутил. При нем много функций лежало на его помощнике - Николае Южанине. А Синау - спокойный специалист.
- Какие-то шутки Бражникова привести можете?
- Честно говоря, я их уже все забыл (смеется).
- А почему вы провели за «Кубань» всего лишь 7 матчей?
- Я получил серьезную травму колена: у меня были разорваны связки, и нога просто-напросто «болталась». Большое спасибо президенту «Кубани» Середе Владимиру Николаевичу, который прекрасно понимал, что я действительно больше не могу помочь команде. Он отпустил меня из расположения желто-зеленых, и я поехал на операцию в Москву. В следующем году нигде не играл, а когда футболист долго не выходит на поле, люди начинают его забывать. Впрочем, через некоторое время меня пригласил клуб «Иртыш-Бастау» из Павлодара. Там подобралась сильная, «игровая» команда. Я поехал туда и сразу стал чемпионом Казахстана, а также вошел в число 33-х лучших игроков национального турнира. Мне, к слову, даже предлагали сделать казахстанский паспорт, но я ведь был уже заигран за сборную Армении.
- Какой тогда был уровень в казахстанском чемпионате?
- Я думаю, несколько местных команд хорошо смотрелись бы в российской первой лиге. Но сейчас вроде бы чемпионат Казахстана прибавляет с каждым годом… Кстати, я еще выступал с «Иртышом-Бастау» в Азиатской Лиге чемпионов, мы ездили на матчи в арабские страны. Было интересно посмотреть на местную культуру.
- После Казахстана вы играли за анапский «Спартак»…
- Это было уже так - на любительском уровне (улыбается).
- Если взвесить все «за» и «против», как оцените свою профессиональную карьеру?
- А что, я доволен ею, жаловаться мне не на что. Хотя мог бы, пожалуй, еще на годик остаться в «Иртыше». Мне предлагали такой вариант, но я отказался. Тяжело было без семьи, с разъездами на поездах, метелями… Инфраструктура в Казахстане была тогда не очень хорошая.
- За весь период карьеры вас когда-нибудь приглашали большие московские клубы?
- Нет, не было такого. Но в 1993 году мною интересовалась «Алания». Во Владикавказе хотели, чтобы я съездил к ним на просмотр из «Черноморца», но я не поехал. А то, может, стал бы чемпионом России в 1995-м (улыбается).
- На каких позициях вы чаще всего играли? Каковы были ваши сильные качества?
- Амплуа - левый защитник и левый полузащитник. Часто в моем ведении оказывалась вся бровка. Сильные качества? Скорость, хорошая левая нога. Можете написать, что я был мастером фланговых подач и прострелов (улыбается). С моих передач, к слову, много забивали Хазрет Дышеков и Сергей Бурдин.
- Когда повесили бутсы на гвоздь, сразу решили стать тренером?
- Нет, не сразу. Сначала работал в одной фирме, но она распалась, и после этого я решил вернуться в футбол. Мы же футбольные люди, как жить без него? (Улыбается). Сейчас я работаю в дубле новороссийского «Черноморца» с Эдуардом Саркисовым. Он главный тренер, а я его помощник.
В этом году снова будем выступать в Кубке губернатора Краснодарского края.
- Вы сторонник атакующего футбола или оборонительного?
- Понимаете, есть разные схемы. В зависимости от соперника мы можем сыграть и в атаку, и от обороны.
- В школе «Черноморца» есть перспективные ребята?
- Есть, конечно. Но пока рано говорить, как сложится их футбольная судьба, время покажет.
- Взрослые часто жалуются, что молодежь кучу времени проводит со своими мобильными телефонами и прочими гаджетами…
- Да уж, без этого ныне никак (улыбается). Гаджеты, айфоны, навороченные смартфоны - такова современная жизнь. Но это необязательно должно мешать тем, кто хочет серьезно посвятить свою жизнь футболу. Ребята должны сами делать свой выбор. Бывает, что родители убеждают своих детей выбирать не футбол, а учебу. Не хотелось бы, чтобы вот так запросто пропадали талантливые ребята. Ведь можно и учиться хорошо, и футболу отдаваться полностью - было бы желание. Человек горы может свернуть, если правильно организована его жизнь.
- Арамаис Суренович, давайте теперь поговорим о большом российском футболе. Ваше мнение профессионала очень интересно. Скажите, кто-то способен догнать «Зенит» на вершине таблицы премьер-лиги?
- Ну а почему нет? Пока теоретические шансы есть, ничего исключать нельзя. Это же футбол: поле ровное, а мяч круглый (улыбается). Лично я болею за московский «Локомотив», где Юрию Павловичу Семину помогает мой большой друг Саркис Оганесян. И, считаю, у железнодорожников есть шансы отстоять чемпионский титул.
- Вам нравится нынешний подход ЦСКА к комплектованию состава?
- Однозначно - нравится. Радует, что Виктор Гончаренко подтягивает в основной состав молодых воспитанников клуба и вообще смело доверяет молодежи. В «Краснодаре» тоже доверяют молодым ребятам, предоставляют им хорошие шансы. Знаете, так должно быть везде. Кто занимается молодежным футболом и развивает его, тот заботится о будущем, у того хорошие перспективы. Очень хочется, чтобы российский футбол постоянно развивался.
- В России 5 топ-клубов, а у остальных команд премьер-лиги - по сути, свой отдельный чемпионат…
- Да, это повторяется каждый год. Но я бы не сказал, что это какая-то особенная проблема. Посмотрите на те же чемпионаты Испании и Италии: там похожая ситуация.
- «Краснодару» для исторического выхода в четвертьфинал Лиги Европы не хватило каких-то 30-ти секунд…
- «Краснодар», конечно, очень жалко. После такой концовки ответного матча с «Валенсией» на душе было очень обидно. Но надо помнить, что в футбол играют не только 90 минут, но еще и добавленное время. Эх, если бы Клаессон не потерял тогда мяч на своей половине поля…
- А что думаете о последних матчах сборной России?
- Понятно, что Бельгия - очень сильный соперник, поэтому наши и не смогли ей ничего противопоставить. А Казахстан почему-то показал против российской команды очень плохой футбол. Это было удивительно после его крупной победы над Шотландией. Я думаю, сборная России выйдет на чемпионат Европы-2020 со 2-го места в свой отборочной группе.
- Команду Станислава Черчесова многие критиковали за оборонительный футбол на домашнем чемпионате мира...
- А с испанцами и нельзя было играть по-другому - иначе счет был бы совсем иной и не в нашу пользу. Четвертьфинал на мундиале - это большой успех для сборной России. А забей Смолов пенальти хорватам в послематчевой серии, вполне ведь могли пройти и в полуфинал.
- Любопытно, каково ваше мнение насчет натурализации футболистов для российской сборной?
- Я думаю, можно было бы задействовать в национальной команде только российских игроков. Неужели нельзя найти в такой огромной стране классных вратарей, крайних защитников и нападающих?
- Мы не можем пройти мимо сборной Армении…
- Ее ключевой игрок - это нападающий лондонского «Арсенала» Генрих Мхитарян. Он живая легенда армянского футбола. Но остальные, увы, сильно не дотягивают до его уровня. Честно говоря, мне очень не понравилась игра сборной Армении в последнем матче с Финляндией. Уступить ей дома со счетом 0:2… К сожалению, армянская сборная показывает в последнее время, прямо скажем, не очень хорошие результаты.
- Последний вопрос, Арамаис Суренович. Вы в своей жизни застали, скажем так, «два времени»: советский период и период постсоветский. С высоты прожитых 50-ти с хвостиком лет скажите: когда вам жилось комфортнее, счастливее?
- И там, и там, конечно, были и есть и свои «плюсы», и свои «минусы». Но тот, советский период, был все-таки романтичнее. Духовная жизнь преобладала, энтузиазма было больше, внутреннего подъема. Люди стремились, несмотря ни на что, к высотам. А сейчас как-то всё сузилось, по большей части, до наличия или отсутствия денег. В том же любимом мною футболе. Есть деньги - ты способен творить, что-то создать, нет - о мечтах, по существу, смело можно забыть. В той, прежней жизни, возможностей реализоваться было гораздо больше. Нужно было только этого сильно захотеть и приложить достаточно усилий.

Давид Арутюнов

2011-20 © Официальный сайт ОАО ФК «Черноморец» Новороссийск
Все права защищены.
При полном или частичном копировании информации в сети интернет, гиперссылка на сайт обязательна!
При использовании материалов в СМИ необходимо указать первоисточник!